Общество судебных медиков Удмуртии

         Приволжско-Уральская Ассоциация судебно-медицинских экспертов

       ГУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" Удмуртской республики

    Кафедра судебной медицины ГОУ ВПО "ИГМА Росздрава"

Кафедра судебной медицины ГОУ ВПО ИГМА Росздрава расположена на базе ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Удмуртской Республики.
Адрес: 426009, Удмуртия, г. Ижевск, ул. Ленина 87а. Телефон: +7 (3412) 68-24-93

Кафедра

 

История кафедры
Учебная и учебно-методическая работа кафедры
Студентам (см. также вкладку обучающимся)
Научно-исследовательская работа кафедры судебной медицины
Научные публикации сотрудников кафедры
Последипломная подготовка судебно-медицинских экспертов
Издательская деятельность кафедры
Преподавательский состав кафедры

 

Учебная и учебно-методическая работа кафедры:
Учебный процесс на курсе судебной медицины до 1965 года был построен по цикловому принципу. Лекции читались один раз в неделю заведующим курсом без демонстраций иллюстративного материала. Практические занятия проводились в секционном зале, последнее занятие было зачётным. Все студенты писали акт судебно-медицинского исследования трупа. Каких-либо методических разработок не существовало.
С 1965 года учебная работа коренным образом изменилась. Были введены семинарские занятия, работа студентов в амбулатории. Подготовлены машинописные тексты лекций для студентов по всем разделам судебной медицины. Лекции были прорецензированы профессором О.Х. Поркшеяном (Ленинград). По всем семинарским занятиям разработаны методические указания.
Кафедра ведет преподавание предмета «Судебная медицина» на 6-м курсе лечебного и педиатрического факультетов и 5-м курсе стоматологического факультета; юридических основ медицинской деятельности на всех факультетах, включая высшее сестринское образование со 2-го по 6-й курс.
Рабочие программы по судебной медицине для студентов всех факультетов разработаны в соответствии с типовой «Учебной Программой по судебной медицине», М., 1997 и учебными планами, утвержденными ректором Ижевской медицинской академии и являются неотъемлемой частью учебно-методического комплекса для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов и также факультета высшего сестринского образования. По количеству учебных и лекционных часов и предлагаемой тематике рабочая программа полностью соответствует централизованной учебной программе по дисциплине и Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Рабочая программа по курсу «Основы судебно-медицинской гистологии для врачей танатологов», разработанная сотрудниками кафедры, соответствует требованиям, предъявляемым к практической судебно-медицинской деятельности. Она утверждена проректором по учебной работе.
Лекции для студентов 3-х факультетов (лечебный, педиатрический, стоматологический) читают профессора В.И. Витер и В.Л. Прошутин, доценты А.Р. Поздеев и А.Ю. Вавилов, ассистент И.А. Ледянкина.
Лекционный курс на кафедре построен традиционно. Объем часов для лечебного и педиатрического факультетов по 26, для стоматологического – 6. Лекционный курс построен таким образом, чтобы максимально полно осветить объем материала, предусмотренный Учебной Программой. При проведении лекций, особое внимание уделяется разбору конкретных вопросов предмета с иллюстрацией практических примеров, увязкой их с социальными вопросами, проблемами правового, идеологического воспитания. Посещаемость студентов на лекциях контролируется, обычно в аудитории присутствует не менее 80% всех студентов курса.
Построение практических занятий основано на общепринятых принципах и включает в себя как теоретический разбор текущей темы, так и самостоятельную работу студентов. Постановка проблем в виде решения ситуационных задач и выполнения практических экспертиз не только пробуждает инициативу студентов, но и является гарантией прочного усвоения знаний.
Практические занятия включают в себя семинары, в том числе по экспертизе живых лиц. Студенты принимают потерпевших, оформляют соответствующую документацию. Четыре рабочих дня отводится для работы в секционном зале. В первый день проводится показательное исследование трупа, остальные дни для самостоятельной работы студентов.
Занятие по осмотру трупа на месте его первоначального обнаружения проводится по макетам в учебной комнате. Создаются учебные группы, в состав которых входит «следователь», «судебно-медицинский эксперт», «эксперт-криминалист» и «понятые». Каждой рабочей группе даётся конкретное задание по описанию трупных явлений с определённым сроком давности смерти. Студенты описывают окружающую обстановку, позу трупа и т.п.
В ходе проведения семинарских занятий обсуждаются наиболее важные для будущего практического врача темы:
– Судебно-медицинская экспертиза механической асфиксии;
– Судебно-медицинская экспертиза механической травмы;
– Судебно-медицинская экспертиза огнестрельной травмы;
– Судебно-медицинская экспертиза отравлений;
– Судебно-медицинская экспертиза плодов и новорожденных детей;
– Судебно-медицинская экспертиза расстройства здоровья и смерти от воздействия экстремальных факторов;
– Лабораторные методы диагностики, применяемые в судебной медицине.
Однако и на этих занятиях большое внимание обращается на практическую сторону рассматриваемых вопросов, что реализуется решением ситуационных задач с написанием экспертных заключений каждым студентом, изучением разнообразных приемов секционной техники, особенностей изъятия вещественных доказательств.
Для студентов стоматологического факультета занятия ведутся с учетом их профессиональной специализации.
Темами выпускных квалификационных работ по факультету ВСО являются наиболее важные процессуальные вопросы деятельности медицинского работника, изучаемые в рамках курса «Юридические основы медицинской деятельности». Среди данных тем можно выделить такие как «Охрана здоровья граждан РФ ¾ отражение в Конституции и основных федеральных законах», «Защита прав пациентов, как потребителей медицинских услуг», «Ответственность медицинских работников за причинение вреда согласно Гражданскому кодексу РФ», «Обязанности медицинских работников по информационному обеспечению пациентов», «Профессиональная вредность медицинских работников», «Страхование медицинской деятельности».
На протяжении последних 14 лет на кафедре введен элективный курс. Согласно количеству выделенных часов разработан «Учебный план», предусматривающий углубленное изучение наиболее приближенных к практике медицины проблем, выработку и закрепление профессиональных навыков и умений студентов. Занятия включают в себя ознакомление с правилами проведения комиссионных судебно-медицинских экспертиз и разбор наиболее интересных, касающихся привлечения медицинских работников к уголовной ответственности. Часть занятий строится в форме микроконференций. При этом студенты делают доклады по избранным разделам. С целью закрепления профессиональных навыков проводится секционное исследование трупа для отработки специальных технических приемов.
На кафедре имеется перечень обязательной и дополнительной учебной и методической литературы, представленный студентам на учебно-информационном стенде, составленный с учетом рекомендаций и предложений типовой «Учебной программы по Судебной медицине», М., 1977.
Формы контроля успеваемости представлены в виде входного (на каждом занятии), имеющего вид бумажного носителя, рубежного по блокам тем (компьютерный вариант) и итогового контроля при сдаче студентами фиксированного зачета по предмету (компьютерные программы).
В ходе учебных занятий студенты пользуются учебно-методическими пособиями, разработанными для каждой темы, разбираемой на занятии.
Для обеспечения учебного процесса, как у студентов, так и у клинических интернов и врачей, сотрудниками кафедры судебной медицины за последние 5 лет подготовлены и тиражированы учебно-методические материалы:
  • Витер В.И., Пермяков А.В. Судебно-медицинская гистология. Издание третье. – Ижевск – Новосибирск, 2005.
  • Витер В.И., Халиков А.А. Судебная медицина в лекциях. Ижевск – Уфа: Экспертиза, 2007. – 343 с.
  • Витер В.И., Поздеев А.Р., Халиков А.А., Гецманова И.В. Неблагоприятные исходы медицинской практики в правовом и экспертном аспекте. Ижевск – Уфа. – 2008. – 256 с.
  • Димов А.С., Витер В.И. Проблемы качества врачебной диагностики: итоги XX века. Ижевск. – 2008. – 120 с.
Самостоятельная работа студентов организована на каждом занятии и включает в себя следующие виды деятельности:
Для достаточного (программного) уровня знаний.
Самостоятельное изучение учебной литературы по разделу.
Для углубленного уровня знаний студентам предлагаются:
УИРС (учебно-исследовательская работа студентов).
Виды:
- аналитический (тематический доклад по изучению, анализу и обобщению специальной судебно-медицинской литературы – монографии, книги, руководства для врачей); самостоятельная работа предполагает изучение и анализ архивных тематических актов исследования трупов;
- исследовательский: (посещение исследования профильного трупа с элементами самостоятельного участия во внеучебное время).
НИРС (научно-исследовательская работа студентов) под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры: анализ архивного материала по профилю темы, его обобщение и оформление в виде реферативного сообщения; доклада на студенческой конференции, статьи для публикации; участие в проведении научных экспериментальных исследований по тематике.
Ежегодно на курсе в студенческом научном кружке работают 5-7 студентов разных курсов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов. Работа ведется индивидуально с каждым студентом. Практические занятия посвящены в основном исследованию трупов с освоением секционных методик, знакомству со сложными экспертизами, осваивают технику бальзамирования и реставрации трупов и консервации органов. Параллельно студенты занимаются научными исследованиями вместе с сотрудниками кафедры – выполняют работы, касающиеся прижизненности повреждений, определения давности наступления смерти в раннем и позднем посмертных периодах. К работе студентов в студенческом научном кружке привлекаются все сотрудники кафедры. Ответственным за СНО является ассистент кафедры к.м.н. Ледянкина И.А. Ежегодно на итоговой научной студенческой конференции выступают 2-3 студента с докладами. За отчетный период студентами опубликовано 4 работы.
Одним из критериев зачисления студента в клиническую интернатуру является его участие в работе СНО.